Небольшой мини-блог от Xeo
Последние несколько месяцев я занимаюсь фриланс консалтингом и маркетингом в киберспорте, а до этого 4 года работал в одном из самых известных киберспортивных клубов в мире – Natus Vincere. Посетил более 30 турниров по Dota 2 и Counter-Strike в Америке, Азии и Европе, включая четыре The International`а. Спродюсировал три документальных фильма о Dota 2, занимался YouTube каналами, соцсетями, сэйлзами и маркетингом. В общем, имею наглость предполагать, что в теме киберспорта немного разбираюсь, а значит – имею право о нем писать :)
На этом со вступлением закончим и перейдем к основной теме блога: «Игроки vs Ютуберы – кто прав?». Напомню, что весь сыр-бор разгорелся из-за твита Людвига «zai» Волберга, в котором он обвинил популярного Ютубера NoobFromUA в нарушении авторских прав:
Эй @NoobFromUA, если ты хочешь делать ролики, вырезая видео/аудио из моих стримов, мог бы ты хотя бы попросить у меня разрешения, это уже не первый раз xd
Чуть позже к дискуссии присоединился Джеки «EternalEnvy» Мао, лаконично прокомментировав деятельность ютубера: «fuck you» (на момент написания блога Джеки удалил этот твит) и запретив создание видео со своих стримов. В итоге NoobFromUA извинился перед игроками и удалил с канала все проблемные видео.
Данный инцидент вновь разделил сообщество на два лагеря: кто-то рьяно поддержал игроков, другие начали защищать ютуберов. Давайте и мы попробуем разобраться, кто же на самом деле прав. Для этого рассмотрим три ключевых вещи:
1. Юридические права
Авторские права на любой контент из Dota 2 принадлежат компании Valve, о чем белым по черному написано здесь. При этом Valve вовсе не против размещения геймплея на YouTube и даже разрешают его монетизировать, о чем четко написано по этому адресу. Важным моментом является последний абзац:
Само собой, данная политика относится исключительно к контенту от Valve. Если вы включаете в свое видео чей-то еще контент, например, музыку, вы должны получить разрешение от его правообладателя.
К этому пункту мы вернемся чуть позже.
2. Моральные права
Логично предполагать, что в процессе стрима игроки являются создателями контента: они общаются со зрителями, комментируют геймплей и всячески развлекают публику. Их контент уникален и неповторим: врывы на Пудже находятся на твич-канале Dendi, откровения молодого школьника можно увидеть на канале Sumail`а, а размышления о смысле жизни вы найдете на стриме EternalEnvy. Все эти игроки являются правообладателями созданного ими же уникального контента.
3. Реальность
Работая в должности Head of Video Production в Natus Vincere, как-то раз мне пришлось иметь дело с фейк-каналом Dendi на YouTube. Канал был достаточно жирный и наглый: более 100 000 подписчиков, иконка «verify» (канал подтвержден самим ютубом, как официальный), подпись «официальный канал Даниила Ишутина» и сотни украденых залитых видео со стримов Dendi.
К сожалению, по-хорошему решать дела владелец канала не захотел, и я обратился к нашему YouTube-партнеру. Вместе с ним мы составили таблицу соответствий между twitch и youtube-водами с указанием времени публикаций. Само собой, время создания twitch-водов было раньше, чем у видео с ютуба, что позволило сервису определить оригинального правообладателя видео. Канал нарушителя тут же получил около десятка страйков, а еще через пару дней бесславно умер от пожизненного бана.
Выводы
Как видите, на деле игроки имеют не только «моральное», но и вполне себе легальное право на свой стрим-контент. Еще раз вспоминаем примечание от Valve:
Если вы включаете в свое видео чей-то еще контент, например, музыку, вы должны получить разрешение от его правообладателя.
Какой контент есть в водах с твича? Правильно, комментарии игроков, а также созданный ими геймплей. Имеют ли право ютуберы заливать эти воды себе на ютуб и монетизировать их? Не имеют.
Кто виноват и что делать?
К сожалению, сами игроки обычно не очень заморачиваются над публикацией своих стримов. Более того, почти все они сами нарушают авторские права, используя защищенную авторским правом музыку во время трансляции . Именно поэтому в твич-водах часто можно встретить большие куски с вырезанным звуком. Если игроки хотят дополнительно монетизировать свой контент, им стоит, во-первых, использовать copyright-free музыку (или же играть вообще без нее), а, во-вторых, регулярно вести и обновлять свои личные YouTube-каналы. Война с ветряными мельницами в виде ютуберов вряд ли будет здесь особо эффективна.
Сами ютуберы совершенно точно должны получать предварительно разрешение у игроков на публикацию их водов. Более того, моральный аспект подсказывает мне, что они вообще не должны монетизировать такие видео. Проблемы с хайлайтами и другими роликами, где используется контент с трансляций, я не вижу. Здесь ютуберы тратят свое собственное время и создают новый уникальный контент. Собственно, с хайлайтов и мувиков все и начиналось и никаких проблем здесь никогда не возникало.
зарегистрируйтесь или войдите на сайт.